Святые образа

Традиция почитания икон в православии уходит своими корнями в древние времена. Икона — это образ Бога или святого, глядя на который, мы мысленно общаемся с самим первообразом.

Икона не имеет ничего общего с идолопоклонством, в чем порою упрекают православных несведущие люди.

Православие не поклоняется иконам как таковым, в физическом смысле доскам с красками, но почитает святость того образа, который мы видим. Также важно понимать, что любая помощь исходит от одного только Господа, и уж никак не от конкретной иконы. Духовное, а не мистическое, отношение к иконам помогает православным углубить свою молитву и яснее почувствовать присутствие Бога в своей жизни. Описание православных икон, их историю, места обретения и получаемую людьми помощь от моления перед образами — все это вы можете узнать из данного раздела.

Известно, что издавна христианами были чтимы святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, святых ангелов и святых Божиих людей (угодников, мучеников, преподобных).
Иконой (греч. икос — изображение) называется изображение Бога, Божией Матери, ангелов или святых угодников.
В церковно-славянском словаре дано такое определение понятия иконы: образ, изображение 1) Христа, Богоматери и святых; 2) событий из священной и церковной истории.
Согласно преданию, первую икону изобразил Сам Спаситель. Царь Эдессы Авгарь был тяжело болен и, прослышав о чудесах исцелений Христом, послал к Нему приближенного с письмом и просьбой об исцелении. Господь при получении письма приложил к Своему лицу убрус (плат, полотенце) и чудесно отобразил Свой лик на ткани. Помолясь и приложившись к убрусу, царь Авгарь выздоровел и с тех пор от плата-иконы происходило множество чудес. Считается, что Авгарь был болен проказой (лепрой).
Однако история свидетельствует, что почитание икон устраивало не всех государственных деятелей того времени.
В начале восьмого столетия на престол греческой империи взошел Лев III Исавриец. Через 10 лет своего правления, в 726 г. он издает указы, которые запрещали почитание икон. По его мнению, должно было последовать сближение иудеев и магометан с православием и греческой империей, которая находилась в обостренных отношениях с мусульманскими государствами.
Жестокое гонение на иконопочитание приходилось при его сыне Константине Копрониме (741-755 гг.) и внуке Льве Хазаре (755-780 гг.). Запрещение иконопочитания не только не привело к мирному сосуществованию с иудееми и мусульманами, но и настроило против власти собственный народ.
После продолжающегося около 60 лет гонения на иконы при императоре Константине VI в 787 году был созван в Никее Седьмой Вселенский Собор, на котором было утверждено почитание икон.
В документах 7-го Вселенского Собора было определено, что честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу, изображенному на ней. Также официально было утверждено иконопочитание как учение Святых отцов и предание кафолической церкви.
Однако, двадцать пять лет спустя император Лев V Армянин возобновил гонение на почитание икон, которое продолжалось и при двух его приемниках. Только в 842 г при императрице Феодоре было восстановлено иконопочитание. При этом 19 февраля 842 года был установлен праздник православия, который совершается и в настоящее время в первую неделю Великого Поста.
С этого времени иконы почитаются христианами во всех церквях Востока и Запада на протяжении семи столетий, несмотря на то, что произошло разделение Церкви на католическую и православную.
Иконотворчество было распространено по всему христианскому миру, но наибольшего рассвета оно достигло в Восточно-Римской империи — Византии. Греки писали иконы по образу и подобию и по лучшим древним образцам. На первом месте стояла историческая достоверность изображения. Иконы объясняли некоторые моменты священной истории, являясь своеобразной «Библией для неграмотных» .
Известно, что первые иконы не освящались, они считались изначально святыми. В дальнейшем VII Вселенский Собор постановил, что освящающие молитвы не читаются не только над иконами, но и над другими предметами, которые мы признаем святыми.
Освящение проводится православным священником через чтение особых молитв и окропление святой водой. В момент освящения иконе сообщается Благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней, Образом, через который человек получает доступ к Первообразу.
Известно, что Священное Писание содержит словесные образы о Боге, а изобразительный, иконописный образ, по словам св. Василия Великого, «показывает молча, через отражание».
Согласно св. Иоанну Дамаскину, икона есть не изображение видимого, а откровение сокровенного.
Взаимосвязь словесного и живописного образов была утверждена на 7-м Вселенском Соборе: «Что повествование выражает письмом, то же самое живопись выражает красками». Таким образом, православные христиане поклоняются не доске или холсту с красками, а Изображенному.
Священнослужители считают, что иконы благотворно действуют на душевные силы человека. По их мнению, люди разного уровня образованности, даже не умеющие читать Писание, по иконам могут понять историю Ветхого и Нового Заветов, историю земного пути Спасителя и осознать пути духовного спасения. У лиц, понимающих тексты Писания, события Ветхого и Нового Заветов глубже запечатлеваются в сознании и памяти через изображения.
Считается, что иконы способствуют проявлению любви к Господу и Святым, изображенным на них. Во время молитвы перед иконами усиливаются чувства умиления и сокрушения о грехах, укрепляется воля в борьбе с грехом и творении добрых дел на примерах, изображенных Святых, мучеников, преподобных.
По мнению священнослужителей, почитанием икон человек привлекает к себе благословение Божие и любовь святых угодников, а для Господа иконы служат орудием проявления Его Божественной силы и через них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры, утешения скорбящих сердец и исцеления болезней.
По мнению И.М. Снегирева(1793-1868), иконы в русском народе составляют не только церковные, но и государственную, и семейную святыню.
Икона сопровождала православного человека всю жизнь, начиная с его появления на свет. При трудных родах женщину клали под иконы, и в доме зажигали все лампады и свечи перед образами. Наречение имени новому члену семьи отмечалось написанием так называемой «мерной» (по росту новорожденного) иконы, на которой изображался тезоименитный святой покровитель младенца. Женатого человека со времени венчания сопровождали по жизни «благословенные» образа, т.е. иконы, полученные от родителей с благословением на брак. Иконы всегда брали с собой в дальний и даже в ближний путь. В семье тяжело заболевших клали на лавку под образа. Туда же переносили и обмытого и облеченного в саван умирающего, чтобы облегчить ему переход в Царство Небесное.
В.В. Лепахин (2003) изучил функции (назначение, роль) иконы в различных областях церковной, общественной и личной жизни. Он выделяет 21 функцию иконы: догматическую,
вероучительную, познавательную, свидетельскую, проповедническую, храмовую, богослужебную, антропологическую, богословскую, историческую, воинскую, напоминательную, посредническую, родовую (семейную), хозяйственную, прикладную, эмоциональную, молитвенную, чудотворную, эстетическую и литературную. По его мнению, все функции иконы тесно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Однако главной функцией иконы автор считает молитвенную. Икона может вызывать в человеке эстетическое чувство прекрасного, но главное, к чему она призвана, — побуждать в предстоящем духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях. Истинная икона вдохновляет человека молиться Богу в уверенности, что Он близок, что Он слышит молитву, что Он готов прийти на помощь и исполнить прошение.
Существует несколько видов икон. Это образы Христа, Богородицы, иконы праздников, святых и ангелов.
Праздничные иконы бывают двух видов. Первые основаны на Священном Писании (Рождество Богородицы, Введение в Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение, Вознесение, Успение Богородицы), вторые — на Священном Предании (Воздвижение Креста Господня, Покров Божией Матери).
На иконах святых изображаются угодники Божии, прославленные в различных чинах: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, благоверные князья, бессребники, блаженные, праведные, новомученики, срастотерпцы.
Распространены изображения бесплотных сил Божиих — различных чинов ангелов: серафимов, херувимов, престолов, архангелов и ангела-хранителя.
Число изображаемых на одной иконе фигур может быть различным — от одной-двух до несколько десятков и даже сотен (например, иконы «Новомученников Российских» и «Всех святых»).
Изображения на иконах бывают в основном оглавные (изображается только лик), поясные и в полный рост. Реже встречаются оплечные изображения (по плечи) и огрудные (по грудь).
Также существует деление по стилям на иконы древнего (византийского) письма и современного (академического или фряжского).
Иконы для моления располагаются в определённом порядке. Группа икон называется иконостасом. В зависимости от места нахождения иконостас бывает церковным и домашним.
Церковный иконостас расположен на стене от северной до южной части храма. В православной церкви эта стена отделяет алтарь от средней части храма.
Обычно церковный иконостас содержит пять рядов икон. В нижнем ряду находятся изображения храмовой иконы, иконы местного ряда, Благовещения, четырёх евангелистов, «Тайная вечеря», икона Спасителя, икона Божией Матери с Младенцем на руках, архангелы Гавриил и Михаил.
Второй ряд икон называется деисусным. Этот ряд икон символизирует моление Церкви к Христу и содержит иконы «Спас в силах», образ Иоанна Предтечи, Божией Матери, а также изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников.
Третий ряд икон — праздничный или исторический — представляет исторические события Нового Завета. Содержит иконы: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение.
Четвёртый ряд икон — иллюстрация времён Ветхого Завета. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем Мессии и о Деве Богородице. В центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта» или «Молящаяся», изображающая Пресвятую Деву с молитвенно поднятыми руками и младенцем на лоне.
Пятый ряд икон -праотеческий. Здесь изображаются первые представители человеческого рода в чине св. праотцов. Они олицетворяют первые времена от
сотворения мира. А потому, в центре обычно размещается Творец Вселенной — Господь Саваоф.

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была  реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Использован материал статьи Мельникова С. В., соискателя Мелитопольского государственного педагогического университета
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ: ИСТОРИЯ, ПОЧИТАНИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ»

Икона «Троица»

Иконы Христа Спасителя

Иконы Пресвятой Богородицы

Лики святых