Успенский собор

Uspenskiy_sobor
Успенский собор

Успенский собор был построен по повелению царя Ивана Грозного, на его средства и на том месте, которое он указал – в центре обители.

Иван Грозный высоко почитал преподобного Сергия и перед каждым военным походом всегда горячо молился у его святых мощей о его небесном предстательстве перед Богом за русское царство и русское воинство. Особенно он просил благословления и святых молитв перед сражениями с ордами ханств распавшейся Золотой Орды. Победа над ними была крайне важна: из этих ханств совершались бесконечные набеги на восточные и южные окраины Руси. Результатом этих набегов было опустошение этих окраин, откуда все работоспособное население и дети уводились в плен. Русскими были наводнены все невольничьи рынки Крыма, Турецкой Порты и Египта. Русское воинство одержало над этими ханствами блистательные победы: в 1552 году пало Казанское ханство, в 1556 году – Астраханское. А сибирский хан Едигей и ногайский Исмагил-бий признали над собой верховенство русского царя.

Эти великие победы были для Ивана Грозного подтверждением великой молитвенной силы небесного покровителя Руси преподобного Сергия. И он искренне был убежден, что Игумен земли русской преподобный Сергий заслуживает, чтобы его святые мощи покоились в самом величественном храме Руси. Успенский собор Иван Грозный строил именно для святых мощей преподобного Сергия, которые он планировал перенести после постройки собора.

Успенский собор в Московском Кремле был построен его дедом Иваном III как символ предстательства за Московское княжество русских митрополитов. Иван Грозный строил увеличенную копию этого собора в нашей обители, как символ небесного предстательства преподобного Сергия за Русь.

Да, Успенский собор нашей Лавры – это увеличенная копия Успенского собора Кремля. Увеличенная, а, значит, в Троицком Сергиевом монастыре был построен самый большой на то время храм на Руси.

На закладке собора Иван Грозный присутствовал со всей семьей. Строительство собора затянулось из-за того, что в самый разгар строительных работ 25 сентября 1564 года в монастыре произошел опустошительный пожар. Как повествует летописец, «выгорел Троицкий Сергиев монастырь так, что погорели и всякие запасы, что на обиход монастырский.» Иван Грозный дал на восстановление монастыря 1000 рублей. Так что строительство собора заняло долгих 26 лет, и освящен он был в 1585 году, через год после смерти Ивана Грозного.

Внушительный и строгий облик Успенского собора создается прекрасной простотой его стен. Эти стены восхищают не менее, чем архитектурная замысловатость позднейших периодов. Их завершают традиционные для древнерусских храмов закомары.

Узкие окна в два ряда подчеркивают массивность храма. Его исполинский, почти кубический объем увенчан пятью тесно поставленными куполами. Скромность и простота декора стен позволяют направить внимание на эти купола, где золотой – символизирует Иисуса Христа, лазурные – четырех евангелистов, а сияющие звезды – символ святых, указывающих путь в царствие небесное. Кратко внешний облик Успенского собора можно охарактеризовать, как сочетание красоты, величавости и простоты.

Внутреннее пространство собора также внушительно объемно. Днем это огромное пространство наполнено светом. Его мощный поток проникает через оконные проемы пяти высоко расположенных глубоких барабанов.

Несмотря на большую площадь стен, собор был расписан в 1684 году за 100 летних дней артелью Д.Г. Плеханова, состоящей из 23 ярославских и 12 троицких иконописцев.

Фресковая роспись отличается необычайной целостностью. Многочисленные сюжеты объединяет общий цвет фона и строго выдержанный колорит. Для каждой из написанных картин  характерны продуманность композиций и постановки фигур, изящество движений и жестов. Создается впечатление, что все 35 мастеров работали одной кистью.

Четыре яруса фресок написаны на южной и северной стенах. Темами верхнего яруса являются евангельские сюжеты. На нижнем – фрески о семи Вселенских соборах. Изображения в центре посвящены Богородице и фактически являются иллюстрацией Великого акафиста, настолько они подробны. На столпах, поддерживающих купола — образы святых. Верхний ярус занимают воины-мученики. В среднем – русские князья. В нижнем – пары преподобных. Фигуры нижнего яруса почти вдвое меньше по масштабу, но при этом удвоено их количество. Именно этот прием позволяет зрительно воспринимать нижний ярус, как широкое и прочное основание столпов. Основная святыня – алтарь – отделяется от храма огромным золоченым иконостасом, богато украшенном великолепной деревянной резьбой виноградных лоз и гроздьев. Большинство из его 76 икон относятся к концу 17 века. Особое внимание привлекает восьмигранная икона «Тайная вечеря». Она написана знаменитым изографом Симоном Ушаковым. Его работой также является изображенные на царских вратах «Благовещенье Пресвятой Богородицы» и четырех апостолов евангелистов. К 16 веку относится храмовая икона «Успение Пресвятой Богородицы». Она в первом ряду вторая справа от царских врат. А также к 16 веку относятся иконы первого яруса «Троица в бытии» и «Благовещенье Пресвятой Богородицы». К 16 веку относятся два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, парящие под куполами. Они – работа мастеров Московской оружейной палаты.

Очень выразительны фрески пяти куполов. Три из них доступны нашему взору. В центральном куполе – Христос Вседержитель. В барабане между окнами – праотцы. В боковых куполах – Пресвятая Богородица «Знамение» и Спас Иммануил благословляющий. Еще в двух куполах, расположенных над алтарем, фрески «Господь Саваоф» и «Иоанн Предтеча». Всю площадь западной стены занимает самая большая в России картина на тему Страшного суда.

Грандиозный золоченый искусной работы иконостас и яркий колорит фресок в синевато-фиолетовых тонах создают необыкновенно торжественное впечатление, соответствующее величественной архитектуре собора.

В соборе покоятся мощи великого миссионера Аляски, Камчатки, Курил, Дальнего Востока и Восточной Сибири святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. Здесь же, с южной стороны, главная святыня собора – деревянная гробница, в которой, до устроения серебряной раки, вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия. Какое-то время гробница была открыта, и паломники, прикладываясь к ней, зубами откусывали ее частички и уносили с собой, как святыню. Поэтому левая сторона раки с очень заметными углублениями. Пришлось укрыть ее в стеклянный саркофаг.

Сегодня Успенский собор живет как обычной монастырской жизнью, так и жизнью объекта Всемирного наследия Юнеско. Ежедневные совместные богослужения братии, прихожан и паломников чередуются с экскурсиями туристов со всех концов света. Поистине не иссякаем поток желающих побывать в Лавре и увидеть воочию Величественный Успенский собор.

Вступление

Крепостные стены Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Преподобный Сергий Радонежский

Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

Троицкий собор

Церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов

Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному Сергию Радонежскому

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой

Колокольня

Никоновский придел

Серапионова палатка

Патриаршьи покои

Успенский собор

Надкладезная часовня

Царские чертоги

Каличья башня

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия

Церковь в честь Зосимы и Савватия Соловецких

Казначейский корпус

Обелиск