Преподобный Сергий Радонежский

 

А теперь добро пожаловать в СТСЛ! В Святых вратах нас встречают фрески родителей преподобного Сергия: отец – преподобный Кирилл и мать – преподобная Мария. Они из благочестивых ростовских бояр, и первоначально жили в селе Варницы под Ростовым, где 3 мая 1314 года у них родился второй сын – Варфоломей – будущий преподобный Сергий. Обеднев в результате поборов монголо-татар и притеснений наместников великого князя Ивана Калиты, родители преподобного Сергия со всей семьей переехали в городок Радонеж. Незадолго до смерти, Кирилл и Мария приняли монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре, где и упокоились и были погребены. Сейчас их святые мощи покоятся в Покровском храме этого монастыря.

Хотя они, безусловно, были благочестивыми христианами, но все же прославлены они в ликах святых, в основном, за то, что воспитали такого сына — преподобного Сергия, самым бесценным плодом подвижничества которого является его личный пример «высокого жития». Главные составляющие идеи «высокого жития» он в краткой форме изложил в устном завещании, записанном впоследствии его учеником преподобным Епифанием Премудрым. Завещание это очень краткое, но очень емкое, и также стоит в ряду бесценных плодов его подвижничества, поэтому я его изложу. «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий, и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе Пришествие». Идея «высокого жития» схожа с идеей «духовного делания». Но большая разница в том, что, призывая к духовно-нравственному совершенствованию, очищению сердца от страстей, святые отцы «духовного делания» видят итог этого делания в «обожении» уже при земной жизни, в делании сердца обителью Духа Святого уже при этой жизни. А преподобный Сергий призывает к тому, чтобы всегда быть готовыми предстать пред Господом после земной жизни. Этим «высоким житием» преподобный Сергий жил с детских лет, будучи еще отроком Варфоломеем, чем очень отличался от сверстников. Он отдавал ему всего себя без остатка. Если любовь к ближнему, то и к любому, совсем незнакомому тебе страннику, если уйти из мира, то непременно в «пустынь». Поэтому, после смерти родителей, его старший брат Стефан, прекрасно зная своего младшего брата, не стал отговаривать его, а пошел вместе с ним в «пустынь», в глубь глухого непроходимого леса. Как в последствии выяснилось, он пошел не из любви к отшельнической жизни, а, как он сам объяснил, чтобы помочь младшему брату обустроиться на первых порах. Ведь, после смерти родителей он оставался младшему брату за отца и мать, и отпустить его одного в дремучий лес на возможную погибель он не мог. Да и из нас никто бы не смог.

Когда братья выбрали для пустынножительства холм Маковец, стоящий в десяти верстах от Радонежа, в глубине дремучего леса, Варфоломей, конечно, был счастлив, что Господь сподобил осуществить его мечту уйти из мира, чтобы целиком посвятить себя служению Богу. Братья начали свое пустынножительство с расчистки выбранного ими места от деревьев. Вскоре построили общую келью и небольшую деревянную церковь во имя Святой и Живоначальной Троицы. И, конечно же, они обустроили и огород, что бы было чем питаться.

Старшему брату Стефану стала невыносимо тягостна отшельническая жизнь, и, вскоре, видя, что младший брат уже сможет как-то прожить и один, он решил уйти. По обоюдному согласию братья расстались. Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь. А выбор Варфоломеем пустынножительства остался неизменным. Его не пугали лишения и испытания скудной отшельнической жизни.

На первых порах бесы всеми силами пытались выжить с этого места юного подвижника. Они устрашали его, являясь перед ним в облике страшных зверей или отвратительных гадов. А однажды, во главе с самим лукавым, вошли сквозь стены церкви в облике воинов-литовцев, и скрежеща зубами от адской злобы, стали кричать, чтобы он убирался из этого места, а не то они его растерзают. Но глубокая вера в Бога придала молитве Варфоломея такую силу, что после нее падшие духи тут же исчезли.

Однажды к его келье подошел большой медведь. Видя, что зверь голоден, Варфоломей сжалился над ним, и угостил ломтем хлеба. И после этого, в течении года зверь приходил за понравившимся угощением, и Варфоломей делился с ним порой последним куском хлеба. Иногда его навещал очень дорогой для юноши гость – игумен Митрофан из близ стоящей обители. Он исповедовал его, служил в его церкви Божественную литургию и причащал святых Христовых тайн. По просьбе благодатного юноши, игумен Митрофан постриг его в монахи с именем Сергий.

Два года преподобный Сергий, в трудах, лишениях, непрестанной молитве и посте, жил один перед Господом. Но слух, что в Радонежских лесах пустынножительствует божий человек при церкви прошел по городам и весям Руси. Влекомые его духовным опытом подвижнической жизни в «пустыне», рядом с ним стали селиться его первые ученики. Со временем образовалась обитель из двеннадцати иноков. Когда преставился ко Господу игумен Митрофан, и некому стало служить Литургию, братия, вопреки желанию преподобного Сергия, выбрала его в игумены, а архиепископ Волынский Афанасий рукоположил его в 1354 году во священство и игуменство.

Став игуменом, преподобный Сергий не отступился от правил «высокого жития». Он по-прежнему оставался примером для братии примером во всем, в том числе и трудолюбии. Все так же ходил за водой в отдаленный родник не только для себя, но и для братии. Пек хлебы, возделывал огород, колол дрова, плотничал, шил одежду и обувь. Все так же носил до крайности изношенную монашескую одежду. Внешним видом он больше походил на трудника, чем на игумена обители.

Любовь преподобного Сергия к ближнему привлекала к нему многих. Его уже при жизни считали святым. Многие приходили к нему, как к последней надежде разрешения своих житейских невзгод. Духовный опыт и его сильная молитва помогала многим. Многие бедные странствующие богомольцы находили у него кров и пищу. За его «высокое житие» Господь наградил его дарами глубокого смирения и мудрости, утешения и назидания, чудотворения и пророчества. По его молитве забил родник вблизи монастыря. Сильной молитвой он воскресил ребенка. Мягкой беседой он навеки примирил с великим князем Московским Дмитрием Донским его злейшего врага Рязанского князя Олега. Но самым бесценным даром от Господа чистому сердцем старцу было явление ему Пресвятой Богородицы.

В одну из пятниц рождественского поста, после совершения молитвенного правила перед иконой Богородицы, которой он всегда молился за обитель и братию, преподобный Сергий присел отдохнуть. Но вдруг сказал своему келейнику Михею: «Бодрствуй чадо, мы будем иметь в сей час чудесное посещение!» Едва он сказал это, как раздался глас: «Пречистая грядет!» Тогда преподобный встали быстро пошел к выходу, чтобы встретить Пресвятую. В сенях его осиял свет, ярче солнечного, и преподобный Сергий увидел Божию Матерь. Она в необычном сиянии шествовала к нему в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Царица Небесная коснулась старца рукой и сказала, что услышала его молитвы, чтобы он больше не беспокоился об обители и учениках своих: она всегда будет помогать братии во всех нуждах и никогда не оставит обитель без своего внимания. Сказав это, она стала невидима.

Преподобного Сергия почитали, как святого старца не только простые люди, но и князья. Великий князь Московский Дмитрий, перед битвой с полчищами темника Мамая, прибыл с дружиной к великому старцу, чтобы испросить благословления на битву с монголо-татарами и молитв о победе русского воинства. Преподобный Сергий сотворил молитву, и по великой вере вопрошающего, Господь открыл ему грядущее. Преподобный Сергий предсказал победу. Он благословил великого князя Дмитрия и русское воинство на битву с монголо-татарами. Для духовной поддержки он благословил на битву двух своих учеников Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в недавнем прошлом брянских бояр и воевод, искусных в воинском деле. Когда шла Куликовская битва, преподобный Сергий на молитве с братией поименно поминал всех павших на поле боя, ибо ему было открыто все происходившее там. Он и возвестил братии о победе над врагом.

«Высокое житие» преподобного Сергия настолько очистило его сердце, что иноки обители видели, как ему во время Божественной литургии сослужил святой ангел. И однажды видели, что, когда он причащался святых Христовых тайн, то вкушал божественный огонь: сердце преподобного Сергия стало обителью Святого Духа. Неисчислимы обильные плоды подвижничества преподобного Сергия.

Примером «высокого жития» преподобный Сергий заложил основы русского народного благочестия, ставшего истоком духовного и нравственного возрождения русского народа в 14-15 веках. Тридцать его учеников прославлены в ликах святых. А весь Собор Радонежских святых, включающий его учеников и тех, кто непосредственно был связан с преподобным Сергием или с его обителью, насчитывает 65 подвижников благочестия. Преподобным Сергием и его учениками было основано 40 общежительных монастырей. И еще 50 монастырей основали ученики его учеников. Это говорит о зарождении преподобным Сергием широкого монашеского движения. Ведь только его из всего сонма русских святых, заслуженно именуют Игуменом земли русской.

Сподобив преподобного Сергия быть духовной опорой для наших праотцев и праматерей, Господь сподобил его прожить долгую жизнь – 78 лет. Прозревая духом день своего преставления ко Господу, он собрал своих учеников и дал им напутственные наставления в своем завещании, о котором говорится в начале экскурсии. После этого он принял обет молчания и последние полгода своего жития молитвой, постом и покаянием готовил себя предстать перед Престолом Господа 8 октября 1392 года. Эта великая памятная дата для нас не имеет скорби, а имеет великую радость, потому, что мы знаем, что в награду за его подвижническое «высокое житие» Господь водворил его в вечную радость и покой. И нет сомнения в том, что и всегда и сейчас Игумен земли русской слышит нашу обращенную к нему молитву: «Святый преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!». И он молит Бога о нас.

Вступление

Крепостные стены Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Преподобный Сергий Радонежский

Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

Троицкий собор

Церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов

Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному Сергию Радонежскому

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой

Колокольня

Никоновский придел

Серапионова палатка

Патриаршьи покои

Успенский собор

Надкладезная часовня

Царские чертоги

Каличья башня

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия

Церковь в честь Зосимы и Савватия Соловецких

Казначейский корпус

Обелиск