Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

nadvratniy hram Ioanna Predtechi
Надвратный храм в честь рождества Иоанна Предтечи

Выйдя из арки Святых врат, можно полюбоваться надвратным храмом в честь Рождества Иоанна Предтечи. При царе Алексее Михайловиче утвердились традиции пышных царских церемоний при посещении царем Троице-Сергиева монастыря и пышных царских монастырских трапез. Но лишь через 16 лет после смерти этого царя, в 1692 году был построен соответствовавший этим традициям красивейший храм в честь преподобного Сергия с огромной Трапезной палатой в архитектурном стиле нарышкинское или московское барокко. В этом же благолепном стиле были построены или еще строились Царские чертоги – резиденция царей. Оставалось привести в соответствие с пышными церемониями главный вход в монастырь – Святые врата, через которые входили лишь цари, патриархи и высокочтимые гости. Встречая царя в Святых вратах, братия вручала ему монашеский посох, как знак патриаршей власти царя над монастырем. Поэтому, вместо прежней обветшавшей надвратной церкви, в 1693-1699 годах, на средства именитого купца Г.Д. Строганова был построен новый надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Храм построен в том же пышно-благолепном стиле нарышкинского барокко, поэтому многие элементы декора храма практически идентичны внешнему убранству Трапезного храма. Это и гладкоствольные полуколонны, расписанные виноградной лозой, и резные белокаменные колонки по углам и в обрамлении окон, и многопрофильные карнизы, и огромные скульптурные раковины, и раскраска фасада в шахмат, имитирующий руст, граненный камень. Увенчанный изящным пятиглавием, надвратный храм стал прекрасным оформлением главного входа в монастырь, вполне соответствующим пышным царским церемониям.

Настенная роспись в храме была восстановлена в 1948 году, и воспроизводит не сохранившуюся роспись 1872 года. Вместо утраченного иконостаса 18 века в 1948 году установлен золоченый резной иконостас первой трети 19 века в стиле ампир.

В архитектурном стиле барокко очень популярно изображение в виде рельефа или росписи виноградной лозы. Это изображение является некой аллюзией на слова Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во мне, и я в нем, тот приносит много плода: ибо без меня не можете делать ничего». Сочетание виноградной лозы на колонках храма и посвящение храма проповеднику покаяния очень кстати подчеркивает, что невозможно быть ветвью лозы Христовой без покаяния. Не случайно именно в этом храме каждое утро проходит таинство исповеди.

Вступление

Крепостные стены Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Преподобный Сергий Радонежский

Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

Троицкий собор

Церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов

Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному Сергию Радонежскому

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой

Колокольня

Никоновский придел

Серапионова палатка

Патриаршьи покои

Успенский собор

Надкладезная часовня

Царские чертоги

Каличья башня

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия

Церковь в честь Зосимы и Савватия Соловецких

Казначейский корпус

Обелиск