Цитаты святых отцов

Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы.

Иоанн Дамаскин

 

Причина всех наших страданий находится в наших мыслях.

Марк Подвижник

 

Вы не знаете, каким даром Божиим является молчание и то, чтобы не иметь нужды в любом слове.

Иоанн Златоуст

 

Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.

Аврелий Августин

 

Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение.

Иоанн Златоуст

 

Сегодня человек может быть и очень хорош, но люди изменчивы. Всегда полезна осторожность. Всякого человека держи на небольшом расстоянии от себя. Пусть Бог будет наставником твоим, а не люди.

Старец Иероним Эгинский

 

Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.

Преподобный Силуан Афонский

 

Нет ни одной добродетели, высшей покаяния. Делание его никогда не может достигнуть совершенства.

Исаак Сирин

 

Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос.

Иоанн Златоуст

 

Вы не знаете, каким даром Божиим является молчание и то, чтобы не иметь нужды в любом слове.

Иоанн Златоуст

 

Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение.

Иоанн Златоуст

 

Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

Иоанн Златоуст

 

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.

Аврелий Августин

 

Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.

Аврелий Августин

 

Долг начальствующих — спасать, а не губить.

Тихон Задонский

 

Если ты любишь человека таким, какой он есть то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя.

Аврелий Августин

 

Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая.

Иоанн Лествичник

 

Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий.

Аврелий Августин

 

Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.

Иоанн Златоуст

 

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

Аврелий Августин

 

: Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто захочет с нею бороться, тот неизбежно погибнет,это все равно, что ополчиться войной против Неба.

Иоанн Златоуст

 

Доброе слово: Тишина и улыбка это два мощных оружия. Улыбка является способом решения многих проблем, а молчание способ избежать многих проблем.

 

Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно.

Афанасий Великий

 

Если хочешь, чтоб вечное спасение было твоим главным делом: будь посреди этого мира, как странник и пришлец.

Тихон Задонский

 

Помни: Бога без Бога познать не можем, и чем кто более Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его.

Тихон Задонский

 

Истинно блажен тот, кто бодрствует над собою и исполняет заповеди Господа нашего Иисуса..

Авва Антоний Великий

 

Есть такая восточная поговорка: «Из кувшина в чашку можно налить только то, что в нем было».

То есть если там вода, а тебе хочется чтобы лилось вино, одного желания будет мало.

Так и с людьми: ты напрасно порой ждешь от человека каких-то поступков, а он просто наполнен не тем содержимым, чтобы оправдать твои ожидания.

Авва Антоний Великий

 

Ученику, который постоянно всех критиковал, мастер сказал:

— Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.

Авва Антоний Великий

 

Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.

Иоанн Лествичник

 

Поражается плоть, чтобы исцелилась душа; умерщвляется грех, чтобы ожила правда.

Василий Великий

Скорби привлекают к душе милость Божию, подобно тому как ветры наносят дождь.

Дорофей Палестинский

 

Не будем плакать и малодушествовать, смотря на то, что жизнь наша печалит и томит сердце.

Феодор Студит

 

Из добрых дел выше ценятся те, которые служат на пользу другим.

Иоанн Златоуст

 

Некоторым образом тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино.

Григорий Нисский

 

Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное. Не будь искушений, никто бы не спасся.

Антоний Великий

 

Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге.

Ефрем Сирин

 

Невозможно нечистой душе приобрести духовное знание, с каким бы постоянством не трудились в чтении.

Иоанн Кассиан

 

Старание оскорблять есть болезнь мышления и несчастье души, в которой искажен здравый смысл.

Григорий Нисский

 

Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разуму, суть колючие остцы и иглы.

Антоний Великий

 

В день будущего вселенского суда потребуется от тебя отчет не только за праздное слово, но также за праздное и напрасное слышание

Нил Синайский

 

Ум не перестает порождать помыслы, но ты худые отгоняй, а добрые возделывай

Нил Синайский

 

У лакедемонян, справедливо определяющих, что слова суть тени дел, живущему срамно не позволялось выговорить доброй мысли

Исидор Пелусиот

 

Кто презирает священника, тот презирает и Господа его

Ефрем Сирин

 

Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебе

Исаак Сирин

 

Там, где кончается разум, начинается вера

Аврелий Августин

 

Кто приобрел душевные слезы, тому всякое место угодно к плачу

Иоанн Лествичник

 

Ум не перестает порождать помыслы, но ты худые отгоняй, а добрые возделывай

Нил Синайский

 

Похотение зла есть лишение блага; благо же наше состоит в том, чтоб охотно делать всякое добро, которое угодно Богу всяческих

Антоний Великий

 

Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека — простите его, а то будет два нехороших человека

Аврелий Августин

 

Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же (…) не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого

Максим Исповедник

 

Без обмана делай дело свое, ибо так прилично верным: и обретешь благодать в трудах своих

Ефрем Сирин

 

Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок

Григорий Богослов

 

Епископ Игнатий учил своих учеников во время скорбных обстоятельств, так же, как и во время радостей, повторять слово благодарения Богу так часто и подолгу, как молитву Иисусову: «Слава Богу за всё!» — и опять: «Слава Богу за всё!». При этой молитве отходит ропот от сердца, смущение исчезает и так мирно становится на сердце, радостно… У Господа есть свет, которое всякое смущение отгоняет. Только бы приступила к Нему душа верою.

Игумения Арсения Себрякова

 

«Хотя бы ты не разумел силы слов молитвы, приучай, по крайней мере,уста произносить их. И язык освящается этими словами,когда они произносятся с усердием» (Свт.Иоанн Златоуст)

 

Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем.

Свт.Иоанн Златоуст

 

Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя. Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы… Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе.

Преподобный Силуан Афонский

 

Пустыней может быть и маленькая комната, удаленная от шума и не имеющая ничего соблазнительного и приводящего ко греху.

 

Того, кто отдаёт себя Богу, Бог никогда никому не отдаст.

Праведный Иоанн Кронштадтский

 

«Непрестанное богообщение – в тишине сердца, в воздержании ума, в безмолвии души – приводит к ангельской чистоте внутреннего человека. Благодаря этой чистоте становятся видны все существа и всё творение в их первозданности как отсвет чистоты Творца всех существ и всего творения. Это видение вызывает самые чистые человеческие слезы. Ибо и слезы иногда подобны морской воде.»

Святитель Николай Сербский

 

Кто вкусил сладость молитвы, тот всегда желает быть один.

Иоанн Лествичник

 

Вы не знаете, каким даром Божиим является молчание и то, чтобы не иметь нужды в любом слове.

Иоанн Златоуст

 

Кому сколько дано, с того столько и спросится.

Иоанн Златоуст

 

Душе израненной доброе слово — лекарство.

Григорий Богослов

 

Богат не тот, кто много приобрел, а тот кто много дал.

Иоанн Златоуст

 

Удобнее грешить мыслью, нежели делом.

Максим Исповедник

 

Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого

Св. Иоанн Златоуст

 

«Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.»

Митрополит Антоний Сурожский

 

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал взрослым, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Апостол Павел. Отрывок из 1-го послания к Коринфянам (глава 13)

 

Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, у Бога милосердия еще более, потому что, как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

 

…Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видя добрыя дела твоя, и прославили Отца нашего, иже есть на небесех…

 

«Всё неисправленное и неисправимое исправляется смирением и молитвой»

(схимонах Паисий Святогорец)

 

Многие из нас плачут с плачущими, но не радуются с радующимися.

Свт.Василий Великий

 

Кто нас корит, тот нам дарит ,а кто хвалит, тот у нас крадет.

Прп. Амвросий Оптинский

 

Изречения святых отцов о молитве

«Надобно, чтобы в молитвы от нашей души к Богу непременно проходил прямой луч, соединяющий душу с Богом; ум и сердце должны быть непременно всегда направлены к Нему»

«Во время молитвы должно иметь совершенное спокойствие и нимало не спешить мыслию и сердцем к концу молитвы»

«Надобно утишать волнение души и шум мыслей призыванием имени Иисусова кротким и мирным»

«Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй словам молитвы, чувствуй их сердцем. Не отвлекай от них ума ни какие помышления»

 

Cвятитель Василий Великий.

О смиренномудрии.

«О, если бы человек пребыл в славе перед Богом, и имел высоту не поддельную, но истинную, возвеличенный Божией силою, просветляемы Божией премудростью, увеселяемый вечною жизнью и ее благами! Но он изменил в себе вожделение Божественной славы, и понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не получил, потерял и то, что мог иметь. И с тех пор величайшим для него спасением, врачеством от болезни и средством возвратиться в первобытное состояние служит скромность, то есть, чтобы не вымышлять самому от себя облечения какою-то славою, но искать славы у Бога. Этим только исправит он ошибку; этим уврачует недуг; через это возвратится к священной заповеди, которую оставил»

 

Воздержание языка показывает истинного подвижника. Необузданный язык служит признаком отсутствия добродетели. Преподобный авва Исаия (82, 201).

 

О добром деле, которое желаешь сделать, не говори совсем – исполни его, не разгласив о нем заранее. Преподобный Антоний Великий (82, 27).

 

Спросили некоторые из отцов авву Пимена: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?» Старец отвечал: «Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех – пройду, ничего не сказав».

Преподобный Пимен Великий (82, 333).

 

Если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде чем он спросит тебя.

Авва Евагрий (82, 113).

 

Если наш внутренний человек трезвится, это трезвение хранит и внешнего человека. Если же мы не имеем внутреннего трезвения (умной молитвы), то постараемся хотя бы наблюдать за языком нашим.

Изречения безымянных старцев (82, 392).

 

Не удерживающий языка в гневе не сможет удержать и страсти.

АвваИперхий (82, 282).

 

Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность.

 Преподобный авва Исаия (82, 151).

 

Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основана вся монашеская жизнь.

Авва Даниил (82, 95).

 

Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным.

Авва Лонгин (82, 309).

 

Рассказывали об авве Агафоне, что он три года носил камень во рту, пока не приучился к молчанию.

Авва Агафон (82, 58).

 

Брат, живший с другими братиями, просил наставления у аввы Виссариона. Старец сказал: «Храни молчание и не сравнивай себя с другими».

Авва Виссарион (82, 79).

 

Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста и узду на язык: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места для обители Святого Духа (82, 18).

 

Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык (82, 19).

 

Если идешь с братиями, иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание (82, 23).

 

Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится обратиться к ним, говори кратко и со смирением. Преподобный Антоний Великий (82, 25).

 

Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души (82, 344).

 

В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание (82, 346).

 

Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем» (82, 337). Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить.

Преподобный Пимен Великий (82, 337).

 

Брат спросил аввуСисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?»

Преподобный Сисой Великий (82, 350).

 

Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный»

(82, 403).

 

Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить.

Изречения безымянных старцев (82, 403).

 

Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,— говорит апостол (Иак. 3:9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил.

Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь (Мф. 12:36). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:3—4). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен…» (Пс. 38:2—3).

Святитель Димитрий Ростовский (103, 1047).

 

Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом — польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.

Старец Силуан Афонский

 

Умно отделяйся от вредных встреч, чтоб добре покоился твой внутренний человек.

Прп. Нил Синайский

 

Когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, но прибегай к Богу. Скажи Богу: «Кого Ты хочешь, того и определи мне Своим Промыслом». Поручи Богу это дело, и Он наградит тебя за то, что ты предоставишь Ему такую высокую честь.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Помнить о Боге нужно всегда, а не только лишь в какие-то «особые» моменты нашей жизни. Нужно помнить и тогда, когда совсем не хочется: в те мгновения, когда наша воля колеблется, когда мы склоняемся к греху, а совесть подсказывает: «Господь смотрит на тебя, Он видит твою борьбу: постарайся устоять, постарайся удержаться от падения, к которому влечется твое сердце».

Игумен Нектарий (Морозов)

 

Случилось хорошее – благословляй Бога и хорошее останется. Случилось плохое – благословляй Бога, и плохое прекратится. Слава Богу за все!

Святитель Иоанн Златоуст

 

Душа живет, пока Бог пребывает в ней Своею благодатью.

 

Если человек искренне молит и не получает просимое — значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Все, что ни попросите в молитве с верою, получите

(Мф. 21:21).

 

Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты плохо просил – или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, – и тогда получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни.

…Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходящим к Бессмертной жизни.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все!

Преподобный Никон Оптинский

 

Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога, и плохое прекратится.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке — икону, в земной красоте — тень райской жизни.

Архимандрит Алипий («Несвятые святые» и другие рассказы)

 

Если после работы человек пребывает в раздражении, советую зайти в храм, поставить свечку, постоять десять-пятнадцать минут на службе или посидеть где-нибудь в сквере и почитать Евангелие, для того, чтобы умиротвориться. После этого пусть человек идет домой – умиротворенный и улыбающийся. Надо стараться все проблемы оставлять за дверью своего дома.

Старец Паисий Святогорец

 

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.»

Библия (Исаия 49:15).

 

Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Четыре добродетели ограждают душу: милосердие, кротость, великодушие и забвение обид.

Авва Исайя

 

В ком ЛЮБОВЬ, тот вместе с Богом превыше всего.

Преп.Ефрем Сирин

 

Злоба, как злоба, есть дело диавола; Христианин должен иметь в сердце только ЛЮБОВЬ; а так как ЛЮБОВЬ не мыслит зла, то и не должно мыслить касательно других никакого зла.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 

Любовь даже свирепого льва укротит.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

 

Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего и не ждем.

Преподобный Силуан Афонский

 

Спокоен тот, кто хранит в себе Бога.

 

Мы должны научиться так смотреть друг на друга, как на самое драгоценное, что есть на свете.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Дай нам Господь такое сострадание, такую любовь, чтобы те, кому мы скажем слово веры, надежды и утешения, ожили, — ожили вечной надеждой, все побеждающей верой и уверились бы, что все до конца побеждается любовью, и Божией, и человеческой!..

Митрополит Антоний Сурожский

 

«Псалтирь, 4:9 — Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.»

 

Выше всех канонов и уставов — любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека — отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

Cтарец Гавриил (Ургебадзе)

 

У Бога все бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

 

Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь всё видит, а на остальное не обращай внимания!

Преподобный Анатолий (Оптинский)

 

Если не можете быть святыми, будьте хотя бы вежливыми.

Старец Емилиан, игумен монастыря Симонопетра

 

Любящим Бога все содействует ко благу.

 

Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением.

Старец Иероним Эгинский

 

Мы думаем, что Бог видит нас сверху – но он видит нас изнутри.

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Пр.29:11

 

Начало ссоры — как прорыв воды; оставь

ссору прежде, нежели разгорелась она.

Прит.17:14

 

Живи, не гордясь – не упадешь в грязь.

Монах Симеон Афонский.

 

В одном своем труде святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит одну замечательную фразу, которую мы все очень любим. Помните поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»? Преподобный Иоанн говорит: любовь, смирение, терпение, доброта, кротость, услужливость, искание последнего места — все это друзья Божии. Злость, осуждение, нетерпение, гордость, похоть, жадность, эгоизм, уныние — все это друзья дьявола. И после этого он спрашивает: итак, скажи мне, кто твои друзья? С кем ты провел сегодня день? С радостью? С любовью? С терпением? С добротой? Со смирением? Или с унынием? Злостью? Печалью? Раздражением? Осуждением? С кем ты сегодня был? Подумайте об этом. Мы сами выбираем то, что наполняет нашу жизнь.

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало.

Едим постную пищу, но не постимся.

Копим сведения о духовной жизни, а опыта её не имеем.

Исповедуем грехи, но не каемся.

Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом.

Всё это от того, что сердце закрыто.

Оно должно открыться, чтобы впустить Христа.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Все, что с нами происходит, — полезно, а мы часто переживаем, спрашиваем себя, почему все так? Неужели не могло быть иначе, легче, лучше? Но пройти через испытания необходимо. Спокойно преодолеть их и обрести мир — вот школа жизни.

Архимандрит Фаддей Витовницкий

 

Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Во всем и всегда доверяй только Господу и никогда не будешь разочарован.

Начните жить по закону любви.

Этот закон понятен и верующим и неверующим.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

 

Любящим Бога, призванным по Его изволению,

всё содействует ко благу!

(Римл. 8:28)

 

Горящая лампада в твоем доме означает, что Ангел Хранитель – дома, на месте. Предайте все в руки Божьи и не беспокойтесь о будущем. Что будет полезно вам и спасительно, то Господь и пошлет.

Старец Иероним Эгинский

 

К духовной слепоте, по мнению очень многих святых отцов (преподобных Исихия Иерусалимского, Марка Подвижника и других), приводят древние три «с»: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. В соответствии с православным вероучением, это три главные страсти, исполнение которых порождает другие страсти и ведет к притуплению разума и веры исполняющего их человека. В основе этих страстей лежит самолюбие. Страсть славолюбия принуждает человека говорить в своем сердце: «Кто как я?!»; страсть сребролюбия – «Всем хочу завладеть»; страсть сластолюбия – «Хочу жить в свое удовольствие». Что приводит к полной смерти души.

Протоиерей Александр Овчаренко

 

Нужно за всё говорить: «Слава Богу!» Мы недостойны получать и то, что нам Господь посылает.

 иеросхимонах Аристоклий, подворье Афонского монастыря в Москве

 

Как спастись? Некоторые отвечают, что надо молиться Богу. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасёт его. Единственная цель нашей жизни в том, чтобы искоренить страсти и заменить их добродетелями. Нам присущи все страсти, но одни в большей степени, а другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против неё вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно — задушат. Победив одну страсть, надо переходить к искоренению другой и так далее.

 преподобный Варсонофий, Оптина пустынь

 

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, но покаяние его неизвестно. Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмём правила для себя: осуждающим не верить, никогда не говорить худо об отсутствующих. Будем помнить старинные народные поговорки: «В чём кого осудишь — в том и сам побудешь», «Знай себя — и будет с тебя».

 старец Симеон, Псково-Печерский монастырь

 

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь так: «Предаю, Господи, себя, детей своих, родных и ближних в Твою святую волю». Особенно сильны молитвы близких, матери, друга — они имеют великую силу .

 преподобный Серафим Вырецкий, был духовником Александро-Невской Лавры

 

Спасение даётся только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу. А то думают — умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается, земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот всё терпит.

 преподобный Феодосий Кавказский

 

Не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни покоя. Здесь мы странники, пришельцы, а у странников нет покоя в чужой стране. Они шаг за шагом идут вперёд, чтобы скорее достичь родного отечества — дома Божия, Царствия Небесного. Смерть неумолима! Ни один богач богатством, ни богатырь силою, ни царь, ни воин не могут откупиться от смерти. Никто и не может взять с собою ничего, приобретённого ими. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера и добрые дела идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет — ни друзья, ни родные.

 преподобный старец Севастиан Карагандийский

 

«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его».

Преподобный Серафим Вырицкий

 

«Не ищи ничего вне души — все в ней. Ищи счастье в собственном твоем сердце: если его там нет, то нигде не найдешь».

Святитель Филарет (Дроздов)

 

«Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».

Прeподобный Алексий Зосимовский

 

«Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.»

Преподобный Ефрем Сирин

 

«Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости — что угодно можно совершить».

Преподобный Серафим Саровский

 

«Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще».

Преподобный Амвросий Оптинский

 

«Переполненный сосуд выливается через край. Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно».

Преподобный Силуан Афонский

 

«Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.»

Преподобный Амвросий Оптинский

 

«Господи! Дай мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище Тебя Всеблагого!»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

На всем видимом написано свидетельство о Невидимом.

См.: Рим. 1, 20

 

Небо, земля, море, словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самым безмолвием проповедуемый Бог.

Свт. Григорий Богослов

 

Один философ спросил святого Антония, который неумел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою?». Святой Антоний, не говоря ни слова, одною рукою указал на небо, а другою – на землю.

 

Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый читать может, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.

 

Подите как-нибудь по узкой тропинке к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья; видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает, длинные ости, которые их защищают: это для того, чтобы сберечь их от губительного влияния солнца; видите эти зеленые листочки, распространяющиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость, нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защищения его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?

 

Каждая тварь выражает собою мысль Божию. А мысль Божия совершенна, полна; следовательно, и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Правда, мы называем некоторых из тварей гадкими – так, по привычке. Но это очень глупо. Вникни, рассмотри организм этих по-видимому гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно сказать, чем ничтожнее, чем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся или насекомых, тем более оно имеет в себе совершенства. Мы мало знаем природу, оттого так поверхностно и судим об ней. Нет, когда говорится: Дивен Ты, Господи, и дивна дела Твоя(ср.: Пс. 144, 3), – так это потому именно сказано, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями и создана для известной необходимой цели.

Свт. Иннокентий Херсонский

 

В образовании червя и мошки видно несравненно более искусства, нежели в лучших произведениях ума человеческого. Многие сооружают великолепные здания, изобретают удивительные машины, строят огромные корабли, но сильнейшие и остроумнейшие из них могут ли образовать ползучее насекомое, летающую птичку, зеленеющую травку или даже составить одну песчинку?

 

Воистину велик Бог! И Един Он велик и в великом, и в малом земли.

Свт. Филарет Московский

 

Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу (см.: Мф. 2, 1-11), то тем более покланяйся Ему ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды.

 

Если бы Савская царица по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона царя, украшенного мудростию (см.: 3 Цар. 10, 1), то как неизвинительно было бы ее равнодушие! Тем более не достоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога – Источника всякого блага и премудрости!

 

Хороши создания, и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил.

Свт. Тихон Задонский

 

Если будешь, согласно Писанию, содержать в уме, что по всей земли судьбы Господни (ср.: Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем богопознания.

Прп. Марк Подвижник

 

Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно; но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса.

Прп. Евпрепий Египетский

 

Нет ничего беднее ума, который без Бога любомудрствует о Боге.

Не говори о Боге ничего такого, что сам вздумаешь, как бы то ни представлялось истинным. Истинное слово о Боге есть только Слово Божие.

 

Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить во свете Его Откровения, чтобы, по мечтам своего воображения, не составить о Верховном Существе понятий, не достойных Его величия и святости и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: вознепщевалеси беззаконие, яко буду тебе подобен (Пс. 49, 21).

 

Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться и богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.

Прп. Иоанн Лествичник

 

Если Моисею запрещено было подходить к горящей купине, не снявши прежде сапогов (см.: Исх. 3, 2–5), то как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей?

 

Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием.

 

Чем более кто знает Бога, тем более смиряется, вопит, боится и любит Его.

Свт. Тихон Задонский

 

Того, что есть Бог, не могут знать не только пророки и апостолы, – Самим Богом просвещенные люди, – но даже Ангелы и Архангелы – существа, самые приближенные к Богу.

 

Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности.

Свт. Григорий Богослов

 

Шуберт рассказывает, что одна девушка впала в падучую болезнь от упрямого желания своего открытыми глазами смотреть на полуденное солнце. Не подобным ли образом страждут те дерзкие умы, которые усиливаются постигнуть Непостижимого?

 

Каким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет постигнуть?

 

Если то, что Бог есть (существует), принимается верою (см.: Евр. 11, 6), а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть?

Свт. Иоанн Златоуст

 

Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее.

Свт. Григорий Богослов

 

Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога: так нельзя постигнуть Его всего.

Свт. Иоанн Златоуст

 

Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а для него это – мука.

Свт. Иннокентий Херсонский

 

Не столько вдавайся в глубокие исследования о Боге, сколько старайся подражать Ему.

Свт. Григорий Богослов

 

Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голод, так самое сильное доказательство бытия Божия есть стремление всех добрых сердец к Богу.

 

Бог есть центр наш, и вне Его мы так же мало спокойны, как рыба вне воды и как вывихнутый член вне своего места.

 

Наш дух от Бога и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство.

 

Телу дает жизнь душа, душе – Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благодати духовно обитает Бог.

 

Как тело, разлучаясь с душою, умирает, так и душа умирает вне общения с Богом.

Блж. Августин

 

Отчего скучают иные? Оттого, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и не насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостиюбогомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, святые отцы все время посвящали на то; на том же основании и святая Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву.

Свт. Феофан Затворник

 

С Богом жить и в несчастий есть счастие.

 

С Богом быть – на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же – и дом и отечество есть ссылка и плен.

 

С Богом в бедах и страданиях и в самом аде – добро (хорошо): без Бога – и самый рай и небо есть ничто.

 

С Господом – везде рай; без Него – всюду ад и безотрадное крушение духа.

 

С Богом быть – и во аде рай, без Бога быть – и в небе мучение.

Свт. Тихон Задонский

 

Вознеситесь на самую дальнюю высоту, убегите в самые отдаленные места, снизойдите в самые глубокие недра земли, сокройтесь в самом непроницаемом мраке – везде вы будете пред очами Бога. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камобежу? (Пс. 138, 7).

 

Бог есть круг, коего средоточие везде, а окружие нигде.

Свт. Филарет Московский

 

Бог все наполняет и вне всего существует.

Прп. Иоанн Дамаскии

 

Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается.

Свт. Кирилл Иерусалимский

 

Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего.

Прп. Иоанн Дамаскии

 

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь… всем призывающим Его во истине (Нс.144,18).

 

Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности.

Свт. Филарет Московский

 

О, душе моя! Бог всегда с тобою, а ты живешь, как бы Он был весьма далек от тебя.

 

От нас зависит быть далеко от Бога, а Он всегда находится близко.

 

Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.

 

Если к человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (см.: Прем. 2, 15), то тем более к Богу.

Свт. Иоанн Златоуст

 

Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто… отверзет двери — говорит Он, – вниду к нему (Откр. 3, 20).

Филарет, архиеп. Черниговский

 

Для того, чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним.

 

Будь всегда с Богом, если хочешь, чтобы Бог был с тобою.

 

Ищи Бога мыслию на небесах, любовию в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его – делами, для Него предприемлемыми и совершаемыми.

Свт. Филарет Московский

 

Ищи Того везде, Который везде есть, и, оставивши все, Его Единого ищи и – непременно найдешь.

Свт. Тихон Задонский

 

Бог везде присутствует, а ты предстоишь пред взором Его.

 

Надобно быть твердо убежденным, что очи Господа, бесконечно светлейшие солнца, смотрят неуклонно на сынов человеческих, и ничто не утаивается от них, ни мысль, ни мечта, ни сердечное какое бы то ни было ощущение.

 

От всевидящего ока Божия не укроются не только явные, или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (см.: Откр. 2, 23; Евр. 4, 12).

Свт. Филарет Московский

 

Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь.

Прп. Исаия Отшельник

 

Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь душою и телом, то ни в каком деле не погрешишь.

Авва Евагрий Понтийский

 

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего?

Прп. Исаия Отшельник

 

Если хочешь все дела твои хорошо делать, то представляй себе, что Бог на тебя смотрит.

 

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно, то тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу.

Свт. Филарет Московский

 

Как легко человеку назвать по имени предметы существующие, так Богу легко было привести в бытие несуществующее.

 

Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу.

Свт. Иннокентий Херсонский

 

Для Бога ничего нет невозможного, кроме того, чего Он не хочет.

 

Чего Бог хочет, то может, но не всего хочет, что может.

Тертуллиан

 

Все бессильно там, где Бог являет силу Свою.

 

У Бога возможно и невозможное по нашим соображениям.

 

У Бога и вода попаляет, и огонь орошает.

 

Бог самых врагов Своих употребляет в орудие Своей славы.

 

Тот, Который из ничего все сотворил, может и из тьмы свет и из злого доброе сотворить.

 

Где способа спасения нет, там Бог способ находит.

 

Где нам невозможно, там Богу все возможно.

 

Бог может нам и из безвыходных обстоятельств доставить выход.

 

Промысл Божий являет Свои силы там, где человек иногда видит одни немощи.

 

Бог там-то и являет силу Свою, где оскудевает сила человеческая (см.: 2 Кор. 12, 9).

 

Сила Божия не нуждается в силе человеческой.

Свт. Филарет Московский

 

Отчаясь в человеческой помощи, обратись к Богу, и получишь ее так и там, где и как не ожидал и не воображал.

 

У кого просить помощи и милости, как не у Всесильного и Всемилостивого?

 

Пред величием Бога нет ничего великого, а пред Его благостию нет ничего малого.

 

И самомалейшая птичка несть забвенна пред Отцем Небесным.

Свт. Тихон Задонский